|
музыкальные инструменты этно группы
|
|
1 / 2 / 3 / - национальные струнные музыкальные инструменты разных стран мира:
Игил / Икили / Топшур / Дутар
Игил, игиль, икили (вероятно, от «ийги»
– два, две струны, или «Ыы» – плач, стенания) – тувинский струнный
смычковый музыкальный инструмент; у алтайцев называется икили,
у хакасов – ыых, у туркмен - дутар. Корпус деревянный, дека обычно из кожи. Имеет 2
струны, настраиваемые в кварту.
Играть на нем можно как смычком, так и щипковой техникой.
Изготовляется игиль,
из цельного куска дерева, в идеале – хорошо
просушенного кедра. Никаких клееных грифов. Это дает ему мощный
сустейн и вполне громкий звук при скромных размеров деке. Тому же способствует
натянутая кожа.
Икили и топшуур (дошпулуур, топшур) часто используется как аккомпонимент для горлового
пения.
Моринхур, Морин хуур, Матоуцинь, Хур
Моринхур (кит. Матоуцинь, монгольск. морин хуур, бурятск. хур, моринхуур) — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён на севере Китая (район Внутренняя Монголия), в Монголии и в Бурятии. Все перечисленные названия переводятся с соответствующих языков
как «смычковый инструмент с конской головой», поскольку головка грифа моринхура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. У алтайцев есть родственный инструмент икили, который у тувинцев называется игил или игиль, у хакасов - ыых (см. выше). В Индии есть родственный инструмент рабанастр.
Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной или деревянной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В последнее время стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100-110 см.
На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.
На матоуцине играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке,
при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.
Монгольская легенда приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сюхэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сюхэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сюхэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сюхэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув
деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. В действительности же, матоуцинь произошёл от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.
В Европу матоуцинь первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.
Гопи Чанд
Классический индийский 1-струнный инструмент с декой из тыквы или дерева
Рабаб
Рабаб - индийский 6-ти струнный смычковый музыкальный инструмент.
Дека сделана из кокоса на верхнюю часть которого натянута кожа, гриф из бамбука, играющая часть смычка из конского волоса.
Похожие инструменты инструменты есть во многих странах мира (эрху, икили, сухур, кеменча и др.)
Видео пример игры на алтайском топшуре под горловое пение в композиции Булата Гафарова:
|