Горловое Пение
> алтайское тувинское <

Горловое пение (Гортанное пение, Throat singing) - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две
ноты одновременно, образуя
таким образом своеобразное двухголосное соло.
Основные стили / виды горлового пения:
|
- каргыраа (кыркыра)
- хоомей (кюмей)
- сыгыт (сыхыт)
- борбаннадыр (бербендер)
- эзенгилээр
|
|
Кроме того, существуют ещё несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы
 |
Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение
этнограф Е.К. Яковлев.
«Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый
глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».
 |
В наше время горловое пение эволюционирует, развивается и совмещается. Так мультиинструменталист Булат Гафаров создал термин "Урбан Шаман" (Городской шаман), совмещая энергетический и музыкальные спекты горлового обертонного пения.

Видео пример: горловое пение кыркыра, игра на алтайском топшуре, хомусе в сопровождении перкуссии:

|