|
музыкальные инструменты этно группы
|
|
Тамбурины (Tambourines)
см. также бубен
Барабан, называемый теперь тамбурином, известен с незапамятных времён. Его можно встретить на Юге Франции и в Индии, в Мексике и Срединной Африке, на островах Полинезии и в Азии.
Наиболее широко известен тамбурин, который ведёт своё начало с 11 века н.э. из Прованса и Земли Басков (отсюда другое название — провансальский барабан), где, как упоминает в своих исторических трудах Геварт, он применяется в сочетании с самодельной дудочкой - galoubet. Сам инструмент обычно на перевязи надевается через плечо, музыкант бьёт по тамбурину маленькой палочкой, которую держит правой
рукой, тогда как левой-играет на galoubet, придерживая в то -же время и тамбурин. Поэтому в Средние Века слово tabourin или tambourin всегда вызывало представление о содружестве двух инструментов - флейточки и барабана, а музыкант, игравший на них, неизменно назывался «тамбуринистом». Вследствие такого причудливого «скрепления» двух разнородных инструментов, звуки флейты всегда слышались в сопровождении тамбурина и едва флейта успевала просвистеть свою попевку, как вслед за ней
её тотчас же отстукивал и барабан.
|
Шарль-Мари Видор, упоминая об этом инструменте на страницах своей книги, говорит, что он «отличается от обыкновенного барабана сильно вытянутой внешностью и отсутствием резкого звука», а Жозэф Баггэрс добавляет, что он не только длиннее и уже обыкновенного барабана, но, в противоположность ему, имеет струны, натянутые поверх кожи, что и придаёт тамбурину свойственную ему «несколько гнусавую глуховатость».
Напротив, французский военный дирижер М.-А. Суайе (18?? - ?) осторожнее. Он просто объединяет эти положения и утверждает, что тамбурин обладает «очень длинным кузовом и часто бывает без струн - sans timbre».
|
Итак, надо признать, что в приведённом определении особенностей есть некоторое расхождение. Всё это проистекает от того, что разновидностей тамбурина даже на Юге Франции не одна и, в зависимости от местности, он несколько видоизменяет своё устройство. Так, подлинный провансальский тамбурин вовсе не имеет струн и звук его, чуть глуховатый, по-видимому, всецело зависит от объёма инструмента - его высоты и ширины. Наоборот,
тамбурин со струнами, о котором также упоминает и Курт Закс, принадлежит к гасконским или точнее к бэарнским тамбуринам и имеет семь кишечных струн, закреплённых колками и настроенных в отношении произвольной квинты с таким расчётом, что все нечётные струны звучат тоникой, а чётные - его доминантой. В остальном, его устройство и применение ничем не отличается от обыкновенного тамбурина.
Англичане, пользующиеся в своём языке словом tambourine для определения бубна или вовсе не приводят итальянского наименования, - так поступил Праут, или, если они говорят о тамбурине и бубне, то не стремятся быть особенно точными, хотя и обвиняют немцев в неясности названий,-так сделал Форсайт. При разговорах о тамбурине, он вообще воздерживается от итальянского перевода, а при рассказе о бубне,- здесь он приводит
слово Tamburino в качестве итальянского значения этого инструмента,-говорит, что в немецких определениях существует путаница, и понятием Tambourin,-Форсайт даёт ошибочное немецкое правописание этого слова, - называется как провансальский тамбурин, так и бубен.
Американцы вообще не упоминают о провансальском тамбурине, а о бубне говорят, как об инструменте, именуемом в итальянском языке словом Tamburino. Но этого мало. Артур-Оляф Андерсэн даже французское наименование бубна - Tambour de Basque заменяет английским Tambourine, а Артур-Эдуард Дж.онстон договаривается до того, что и Tambourin и Tambour de Basque вообще считает равнозначущими и приводит их в качестве двух различных
французских наименований обыкновенного бубна.
Это досадное обстоятельство лишило возможности русских музыкантов своевременно ввести особое понятие и они невольно приняли определение Tamburino за подлинно итальянское значение бубна, а немецкое Tamburin - за то и за другое
Словом Tambour de Basque французы, например, называют всё семейство этого вида инструментов, в состав которого входят различные его представители от первобытного бубна tympanum cribi - «барабан-решето» и древне-еврейского тофа до всевозможных китайских, бретанских, английских, туркестанских и закавказских бубнов с побрякушками или без них, известных под названием «тамбуринов», «таборов»,
«дайр» и тому подобных бесчисленных и бесконечных наименований.
Рик / Riq
Рик (Riq, Riqq, Reque): Мозаичный tamborine Среднего Востока. Латунные тарелочки расположены по корпусу двумя парами по две. Инкрустация по корпусу представляет собой настоящее произведение искусства.
Из истории:
Ударный инструмент, на котором играли женщины. Непременный атрибут ритуалов в честь Диониса. Менады, как правило, изображаются бьющими в тамбурин. Атрибут: персонифицированного Порока , Геркулес - держит его, переодетый женщиной; Дочь Иеффая вышла навстречу отцу своему с "тамбуринами и танцами
Видео пример игры на тамбурине / рике / дафе / дойре у этно группы Токэ-Ча в барабанном шоу:
|