музыкальные инструменты группы

    Сайт Группы Токэ-Ча

Флейты

Блеур

Блеур, гамбу. Индонезийская флейта

 

БЛЕУР, Гамбу - индонезийская продольная флейта со свистковым устройством.

Изготавливается обычно из черного дерева, украшена резьбой (в данном случае в виде дракона), имеет 6 игровых отверстий. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Малазийская флейта

флейта из малазии-дракон

Малазийская продольная флейта в виде дракона, со свистковым устройством. Изготовлена из красного дерева.

Применяется при культовых церемониях, для усмирения духа дракона - священного, почитаемого в малазии существа.

Колюка

Колюка

КОЛЮКА - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Звуки колюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента. Колюка не мелодический, а скорее ритмический инструмент, с ее помощью музыканты усиливают ритм песни или танца. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений (борщевик, пастушья дудка, гречиха и др.).

Курай, Шоор, Сур

Курай

КУРАЙ - башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент: продольная открытая флейта из стебля зонтичного растения.

Башкиры говорят: "Как себя помним, так и курай помним". О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия "Звенящие журавли", исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю.

На алтае, в туве и бурятии этот инструмент называют шоор или сур

Имеет 4-5 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Длина 45-100 см. Диапазон в объёме сексты, с помощью передувания достигает 2-2,5 октав.

Шоор, Сур

Известные кураисты издавна сопровождали свою игру горловым пением. Если кураист (шоорист) владеет умением горлового пения, то он считался мастером высшего класса

Изготавливают подобные инструменты обычно из высушенного борщевика, тростника или гречихи

Бансури

Бансури

Бансури, бансри (Bansuri) — индийский духовой инструмент, существует 2 вида: классическая поперечная и продольная флейта, используется в Северной Индии. Изготавливается из бамбука или тростника. Обычно имеет шесть отверстий, однако была тенденция к использованию семи отверстий — для увеличения гибкости и правильности интонирования в высоких регистрах. Раньше бансури встречался только в народной музыке, но сегодня получил распространение в классической музыке Индии и остальных жанрах. Подобный инструмент, распространённый в Южной Индии - Venu.

СЯКУХАТИ

Сякухати

СЯКУХАТИ — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная длина — 1,8 японского фута (54,5 см) — определила само название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию.

Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 впереди и 1 позади). Позднее, видимо, по образцу пришедшей также из Китая в период Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (дословно — «одно колено бамбука»), она приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями. Их величина, обеспечивающая возможность многообразной техники полузакрытий, а также иная, нежели у китайского прототипа, форма амбушюра, позволяющая широко варьировать угол подачи воздуха, делают инструмент способным к продуцированию звуков любой высоты в пределах более чем 2-октавного диапазона, извлечению одного и того же по высоте звука в разных аппликатурных позициях (что, как правило, полностью изменяет его окраску), свободному получению микротоновых интервалов, приемам портаменто, глиссандо и др.

Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука. Средний диаметр трубки — 4–5 см, и внутри трубка почти цилиндрическая. Длина варьируется в зависимости от строя ансамбля кото и сямисэна. Разница в 3 см дает разницу в высоте звучания на полтона. Стандартная длина в 54,5 см используется для сякухати, играющей сольные композиции, а звук «открытого инструмента» считается стандартной высотой. На инструменте можно продуцировать все 12 тонов хроматической гаммы, использовать разнообразную аппликатуру, частичное закрывание отверстия, контролируя угол, под которым инструмент помещается между губами и полостью рта. Имеет значение и угол среза трубки на том конце, что берется в рот, — это позволяет добиваться тончайших эффектов в интонации, недоступных западной флейте.

Вместе с изысканнейшими изменениями интонации и множеством типов портаменто специальное передувание на самом конце амбушюра дает красочный звуковой эффект (в виде шороха, шелеста). Характерный звук сякухати поражает мягкостью и густотой тембра. Для улучшения качества звучания бамбуковую трубку покрывают изнутри лаком.

Кена

Флейта Кена

Кена (Kena, quena) — типичная продольная флейта Анд, которая производит уникальный резонирующий звук. Много образцов кены было найдено в захоронениях Huaylas и Naszca (Перу), датируемых III веком до нашей эры. Основной регион распространения — высокогорное плато Collao Altiplano, расположенное на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря, находящееся в Южном Перу и Северной Боливии. Древнейшей флейте, которую нашли на территории Перу, более десяти тысяч лет, однако кена и сегодня является распространенным инструментом у перуанских индейцев. Длина флейты может варьироваться, но в классическом виде составляет где-то 30-35 см. Первоначально она имела от двух до шести игровых отверстий и пентатонический строй, приспособленный впоследствии, под влиянием испанской музыки, к диатоническому звукоряду. На верхнем конце имеется небольшой вырез, играющий роль мундштука. Рабочий диапазон – две октавы.

О истории ее создания рассказывает мрачная легенда – возлюбленный, чтобы никогда не расставаться с умершей подругой, сделал флейту из ее берцовой кости. Он носил ее повсюду с собой, ее печальный звук напоминал ему голос и плач ушедшей возлюбленной. Так на свет и появилась  кена.

            Ее называли флейтой печали может быть и потому, что на ней исполняют в том числе и «эндечас» - надгробные плачи. 

Кену обычно делают  из тростника, иногда из глины,  кости, совсем редко – из камня. В древности в Перу делали кену даже из берцовых костей ламы... В наше же время чаще можно встретить классическую тростниковую или бамбуковую флейту, результат совмещения 2-х культур, китайской и перуанской.

Боливийская кена — поперечная флейта с 3-7 игровыми отверстиями.

До сих пор ниболее традиционым в индейских селениях является ансамбль из нескольких вертикальных флейт (кены, пинкольо) и двух барабанов – одного большого («бомбо») и одного меньших размеров («тинья», обычно называемая испанским словом «каха»).

Дудук, Меу, Балабан

Дудук

Дудук (Duduk), Дудуки - Армянский национальный духовой инструмент. Также встречается на Кавказе и в Турции (под названием Mey).Первые упоминания о дудуке относятся к 1200 (по армянским источникам) или к XVI веку (по европейским).

В Армении инструмент исторически изготавливают из корня абрикосового дерева и он бывает трех размеров, от 28 до 40 см длиной, с 7-9 боковыми отверстиями и широкой двойной тростью. Диапазон дудука - одна октава, строй обычно диатонический.

В Дагестане этот инструмент называется - балабан. Изготавливается, кроме как из абрикосового, и из орехового дерева.

Обычно играли, как минимум, на двух дудуках: один исполнитель вел мелодию, другой, называемый damkash, поддерживал непрерывный гул, называемый dam. Однако существовали и целые оркестры до 15 дудукистов в составе.

В наши дни всемирный интерес к инструменту связан с дудукистом Дживаном Гаспаряном.

Тин-вистл

тин вистл

Тин-вистл(tin-whistle), или, как его еще называют, пенни-вистл (penny-whistle), это маленькая флейта с красивым, простым  звуком в диатоническом звукоряде. Звук у нее высокий, иногда похожий на свист. В ее конструкции нет каких-либо особенных, оригинальных ходов - устроена она просто и немногим отличается от дудочек, которые  известны практически всем народам мира с незапамятных времен.

Тин-вистл -  весьма древний духовой инструмент, но несмотря на английское (саксонское) название, это инструмент, принадлежащий кельтской культуре.

Когда-то тин-вистлы делали из дерева и кости, сейчас почти повсеместно их производят из пластика и металла. Но конструкция осталась прежней - свистковая продольная флейта с шестью отверстиями для пальцев.

Жалейка

Жалейка русская                       турецкие жалейки

Жалейка, брёлка, русский духовой язычковый музыкальный инструмент (распространён также у белорусов): деревянная трубка с 3—7 игровыми отверстиями, снабженная с одного конца раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого — одинарным подрезным язычком — пищиком. Общая длина — 140—200 мм. Звук жалейки — сильный, резковатый. Жалейку применяют для сольного исполнения народных песен и танцев, а также в ансамбле с однородными или др. музыкальными инструментами.

Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п

Змеиная Флейта

Змеиная флейта

ЗМЕИНАЯ ФЛЕЙТА (Serpent Flut) - индийский духовой язычковый инструмент из двух трубок (одна - бурдонная, другая - с 5-6-ю игровыми отверстиями) с резонатором из дерева или из сушеной тыквы. На змеиной флейте в Индии играют странствующие факиры и заклинатели змей.

При игре применяется непрерывное, так называемое перманентное (цепное) дыхание.

 

На страничку музыкальных инструментов Токэ-Ча

E-mail Токэ-Ча   E-mail Вебмастера/Дизайнера сайта  На Главную