виды пения которые использует группа

  Сайт этно группы Токэ-Ча

 

 

 

Алтайское горловое пение

СКАЗАНИЯ И ЭПОС РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ | ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС - КАЙ

см. также тувинское горловое пение

 

Алтайское горловое пение - на фото певец Ногон Шумаров

Героический эпос ойрот-алтайцев очень богат. На сегодняшний день имеется около 300 записей героических сказаний народа. Из них опубликовано около 60 %, которые вошли в основном в 14 томов героического эпоса "Алтай батырлар". На русский, немецкий и другие языки переведены более 60 сказаний. Остальные хранятся в рукописях исследователей фольклористов для дальнейшего опубликования и изучения.

По сравнению с другими сказками, легендами и мифами, героический эпос отражает исторический и героический путь своих героев в стихотворном изложении. Эпос сопровождаются игрой на топшуре (двухструнный щипковый музыкальный инструмент) или яткане / ятык / ятыг (длинные гусли). Играя на музыкальном инструменте, кайчи-сказитель озвучивает: топот копыт лошадей, пение птиц, кукование кукушки, звон ударов сабель и т.д., и поется особым горловым пением. Самые большие и длинные каи продолжаются иногда в течении нескольких дней.

Исследования показали, что эпос ойрот-алтайцев слагался в течении всей истории народа. Исполнители эпоса кайчы передавали сказания из уст в уста от одного поколения к новому поколению. Потомственным сказителем был Алексей Григорьевич Калкин. Его отец и дед были известными сказителями. По словам Н.К. Ялатова, он начал пробовать пересказывать услышанные от деда сказание "Oлoнгир", "Катан-Мерген и Катан-Кoкшин" своим сверстникам с девятилетнего возраста. А.Г. Калкин приблизительно в этом же возрасте сразу стал исполнять каем - горловым пением - отрывки из "Маадай-Кара". В настоящее время дело отца продолжает сын кайчы Элбек и Ногон Шумаров - известный исполнитель горлового пения.

Обычно в детском возрасте будущие сказители старались чаще общаться с опытными певцами. Вместе с ним или близкими родственниками они совершали поездки в соседние селения, в тайгу на охоту, на целебные источники - аржан суу. В этих поездках они не только осваивали репертуар старших, манеру исполнения, но и знакомились с традиционными обрядами и культовыми ритуалами и учились всему.

Алтайское горловое пение - мультиинструменталист Булат Гафаров

 

 

 

стили алтайского горлового пения

Низкие стили:

хатхара (кхаргкыра, кыргыраа) - низкий гортанно-горловой звук, напоминающий перекатывающиеся в горах валуны. Этим голосом произносятся, поются насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения.

тумчук каргыра - носовой кыргыраа, более высокий по звучанию голос.

Средние стили:

кхомей - двухголосый голос, напоминает звуки открытой Земли, ветра; сказитель зовёт Землю, обращает к ней свою любовь. Нетипичен для Алтая, мало распространен.

тумчук кхомей - носовой кхомей

Высокие стили:

сыгыт - голос, рожденный из кхомея, слышен как свист ветра с призвуком среднего стиля кхомей. Нетипичен для Алтая, мало распространен.

сыбыскы - носовой голос, подобный свисту ветра, непохож на сыгыт по характеру.

 

 

 

мифология алтайского горлового пения:

"Три парня из разных родов: мундус, иркит, тoлoс поехали охотиться. Парень из рода мундус всю ночь не спал, все смеялся, к чему-то прислушиваясь. Утром он сказал: "Я слушал кай хозяина Алтая, охотиться не буду, пока этот кай не закончится, пока не научусь его каю". Два его друга уехали охотиться, вернулись ничего не застрелив. Оставшийся парень из рода мундус приготовил им пищу. Парень из рода иркит рассердился: "Чего сидишь? Почему не поехал с нами охотиться?" Парень тoлoс его успокоил. На третий день парень из рода мундус сказал: "Хозяин Алтая прислонил свой топшур к кедру". Он принес этот топшур и стал петь кайем. Потом он сказал друзьям, что они застрелят медведя и марала. "Я же, пока до конца не исполню кай, охотиться не буду". Два его друга застрелили медведя и марала. Парень мундус помог им освежевать тушу. На другой раз им повезло еще больше. Но, как только они хотели поохотиться отдельно от парня из рода мундус, так им не повезло. Парень из рода мундус сказал им: "Если хотите охотиться без меня, учитесь кайу". Один из парней научился кoмoй-кайу, второй - кайу-каркыра, а парень из рода мундус научился кондуре-кайу т.е. общее". "С того времени, говорят, на земле Алтая появился - кай. Говорят, сказителей охотники уважают и своей добычей всегда делятся с ними".

Кай носит духовные магические силы, и требует от исполнителя не только огромного труда, но и выполнение четких последовательных обязательств перед своими героями и слушателями. Не всегда и в любых условиях исполняется кай. И у кайа есть свои табу-запреты. Обычно кай исполнялся вечером, когда уже стемнело.

В компании охотников были ясновидящий человек и сказитель. Когда сказитель начал исполнять кай, ясновидящий, в отличии от других, увидел, как разные люди-духи и звери со птицами собираются и располагаются вокруг сказителя. Ясновидящий подумал про себя: "Оказывается, хозяин Алтая очень любит слушать сказания". Вдруг он увидел, как одна из слушательниц, которая была обнаженная, села на нос сказителя. Ясновидящий не выдержал и рассмеялся. Обиженный сказитель прервал исполнение кайа, как положено. Хозяин тайги стал ругать виновницу, сорвавшую кай. Духи, что бы наказать ее, решили отдать охотникам ее марала, на котором она ездила.

Утром следующего дня ясновидящий рассказал сказителю о том, что он увидел, чтобы тот не был в обиде. В этот день охотники действительно застрелили одного марала. Вечером сказитель продолжал сказание. Ясновидящий опять увидел вчерашних слушателей-духов, зверей и птиц, которые стали вновь собираться. Вчерашней проказнице, которая оседлала нос сказителя, велено было сидеть на камыше. Хозяин Алтая вдобавок осудил ее, чтобы она два года была пешей, как ветер. Ясновидящий продолжал наблюдать Старший дух тайги и старший дух воды сели рядом и начали договариваться: "Ради этого сказителя дадим им добычи на четыре дня". Дальше ясновидящий видит, как хозяин Алтая указывает пальцем на одного из охотников и говорит: "Этот человек виновен, недавно он священного марала Алтая застрелил и сварил его голову, не выколов ему глаза. Поэтому пусть добыча его будет вдвое меньше". Но хозяин воды сказал: "Когда он доберется до своей горы, то дух вершины Себи сам его осудит".

Все так и случилось, как сказал хозяин Алтая. Благодарные охотники, нагруженные добычей, поехали домой. На обратном пути в глаз того виновного охотника ударило веткой, глаз его вытек. Так он был наказан хозяином Алтая" - так говорится в одной из легенд про кай.

Обычно сказители-кайчы сами являются ясновидцами. Таким даром обладали многие известные кайчи. Многие кайчи придерживались того правила-табу, чтобы спеть сказание так, как рассказывали их предшественники. Это установка, разрушение которой привело бы к разрушению последовательности изложения всего сюжета композиции, эпизодов, отдельных сцен, снизило бы героико-эпический стиль. Бытует легенда о знаменитом сказителе Анике, который жил в селе Мариинском. При исполнении сказания "Алтай-Буучай" он забыл некоторые места и пропустил их. И за это к нему явился сам богатырь Алтай-Буучай во время сна его, и высказав свое недовольство по поводу пропусков о нем в эпосе и ударил плеткой, и как говорят от этого умер сказитель.

Другой аналогичный случай произошел со сказителем Чийлик Шебалинского района. Едва он успел закрыть глаза, как увидел самого Алтай-Буучая. - Ты про мою жизнь пел? - спросил богатырь, склонившись над сказителем. - Да, я пел Й - ответил Чийлик. - А почему ты не пропел народу о том, как я боролся с одним богатырем? Я тогда семьдесят семь железных гор растоптал и в золу превратил, семьдесят морей досуха вытоптал. Почему это место пропустил? - Забыл, - ответил Чийлик и от страха проснулся, быстро заседлал коня и поспешил домой. У своего аила он не мог даже привязать коня к коновязи. Едва успел рассказать жене о своей ошибке и о гневе Алтай-Буучай, как почувствовал себя очень плохо. - Умираю, - сказал он и упал к очагу мертвым.

Сказание "Алтай-Буучай" является священным живущим на земле Алтай-Хангая т.е. от Алтая до Байкала. Эпос также распространен у бурятов и монголов. Предполагают, что возможно, есть ее письменные варианты записанные ламами в 17-18 вв. или самим ойротским ученным Зая-Пандитой в 17 в.

Одним из больших героических эпосов в народе является кай "Маадай-Кара". Сказание богато персонажами, действиями, таинственностью. В эпосе участвуют помимо основного героя Когюдей-Мергена персонажи почти всех духов существ, государей-ханов и духовные лица в лице лам помогающие и подсказывающие пути выхода основному герою. Эпос содержателен и красив своей космогоничностью: богатырь с супругой оборачиваются звездами и улетают на небо. Созвездие Jети-Каан (Семь-Каанов т.е. Большая Медведица) - это семь одинаковых Кoгuдей Мергенов, едущих на свадьбу; Полярная Звезда - это единственная дочь Ай-Каана - Алтын-Кuскu, жена Кoгuдей-Мергена; повыше созвездия Трех Маралух (Орион) есть одинокая красная звезда - это кровавая стрела Кoгuдей-Мергена, распоровшая живот одной из небесных маралух. Так заканчивается кай.

Особый интерес у народа вызывает сказание "Ак-Тайчы". В этом сказании говорится о том, что подземный бог Эрлик с помощью своих духов хотел утащить с "солнечного Алтая" в подземный мир новорожденного ребенка уже состарившегося богатыря Ак-Бoкo. Но "хозяин тайги" - Белый Волк унес ребенка в пещеру и стал кормить молоком диких маралух. Мальчик вырос и стал сильным молодым богатырем по имени Ак-Тайчы. Белый Волк, испытывая его силу и мудрость, заставляет уничтожить злых духов Эрлика.

Таким образом, в героических сказаниях - кае отражена вся богатая духовная историческая жизнь народа.

Одними из самых известных исполнителей алтайского горлового пения являются: Алексей Калкин, Ногон Шумаров, Болот Байрышев, Чейнеш Байтушкина, Тандалай Модорова, Булат Гафаров ("Урбан шаман")

Часто горловое пение сопровождается игрой на бубне, варгане, струнных инструментах и продолжает развиваться. Появились произведения для горлового пения и симфонического оркестра (на фото проект Toke-Cha):

Проект Toke-Cha - алтайское горловое пение под бубен в сопровождении симфонического оркестра

 Видео примеры двух видов горлового пения: кыргыраа и сыгыт, игра на алтайском топшуре, шооре и перкуссии:

 

 

 

 

Контакт с группой Токэ-Ча

Коллекция музыкальных инструментов этно группы Токэ-Ча  Страница о видах пения и вокала

На главную страницу сайта группы Токэ-Ча

 

Инфо о группе

Видео

Аудио

Фото

Афиша

Инструменты

Новости

Ссылки

На главную